Маркетинговая стратегия для ресторанного бизнеса

Полный перечень пунктов из которых должна состоять грамотная маркктинговая стратегия для ресторанов
для чего?
Маркетинговая стратегия для ресторанного бизнеса включает в себя несколько базовых модулей, которые позволят составить фундамент бренда, и остальные модули, которые уже позволят работать над конкретными инструментами.
Сама по себе маркетинговая стратегия - это большая работа по анализу рынка, определению концепции и уникального предложения ресторана, работа с аудиторией, ее мотивами, предпочтениями.

Стратегия показывает сильные и слабые стороны у конкурентов и предлагает решения для презентации своего ресторана с самой выигрышной стороны.

Конечно, разработка стратегии для любого ресторана - это практически инструкция по всем дальнейшим действиям по марктеингу не только онлайн или офлайн, но даже по работе внутри самого ресторана.

Сейчас на рынке очень много предложений по разработке стратегии и очень много вариантов этой самой стратегии. Здесь я приведу мое видение этой колоссальной работы, без которой, как я считаю, нельзя запускать ни один проект в ретсоранном бизнесе.

Модули, для составления фундамента стратегии

Бизнес-модель
Здесь рассматриваются ресурсы компании, источники заработка, ключевые клиенты, торговое предложение и т.д. Разработка бизнес-модели происходит по модели Остервальдера.
Также важное внимание нужно уделить ценовой категории ресторана, планируемой наценке. Ориентировочную величину среднего чека, расчетное количество гостей в ресторане для того, чтобы ресторан приносил доход и окупался.

Позиционирование компании – здесь происходит определение факторов, важных для клиентов, проведение опросов и кастдевов. На основе чего формируется главное направление развития, составляется уникальное торговое предложение для каждого сегмента целевой аудитории.
При более глубоком подходе возможна также разработка дорожной карты внедрения позиционирования не только в инструменты маркетинга, но и в ежедневную работу ресторана.

Бренд стратегия
Для разработки ценностей бренда проводятся опросы потенциальных клиентов, чтобы определить мотивы принятия решений, что привлекает и какие факторы являются наиболее важными. Бренд-стратегия описывается по модели QFD, которая в числовом формате показывает какой параметр и насколько важен для клиентов. На основе этого выстраивается стратегия развития бренда.
Цели бизнеса, маркетинга и электронного маркетинга компании
В этом модуле определяются финансовые и числовые цели бизнеса по модели SMART, с обязательным указанием сроков. На основе этого ставятся цели для маркетинга ресторана, цели декомпозируются и далее используются для расчета KPI каждого из направлений. Под каждую их этих целей разрабатывается стратегия и план их достижения.
Сегментация целевой аудитории
Проводится анализ целевой аудитории, выявляются основные сегменты, полностью описываются их привычки, ценности, мотив, который побуждает приходить в ресторан или заказывать продукцию. Анализируется также их отношение к брендам конкурентов, как принимают решение и совершают выбор. Ориентировочно для одного ресторана детально необходимо описать около 4х сегментов целевой аудитории.
Конкурентный анализ – анализируется любая маркетинговая активность, ценовая политика, мотив, почему к ним приходят, их аудитория. Какие проводят акции, как позиционируются. Также анализируется путь клиента у каждого конкурента, удобство, плюсы и минусы при заказе или покупке в заведении. На основе такого анализа будет составлена таблица с рекомендациями. Основные плюсы, которые есть у всех – стандарт отрасли и минусы, которые есть у конкурентов за счет чего можно повысить свои продажи.

Полностью как проводить анализ конкурентов я уже описывала на сайте и вы можете прочитать об этом по ссылке ниже.
Эти модули по моему мнению являются обязательными для марктеинговой стратегии любого бизнеса и я не рекомендую отказываться хоть от одного из них при работе. На основе этого и формируется прочный фундамент для развития бренда одного ресторана или целой сети.

Следующие модули являются уже отдельными инстурементами, с помощью которых мы и планируем достигать постывленных выше целей. Для каждого бизнеса такой набор инструментов может быть индивидуален, поэтому при разработке стратегии какие-то из этих инструментов можно исключить, если вы не планируете или заниматься.

Более того, если у вашего бизнеса несколько направлений, например, это магазин онлайн и ресторан при этом магазине (не путайте с сервисами доставки, здесь я говорю про отдельную бизнес-единицу - онлайн магазин), то в таком случае каждый инструмент надо рассматривать отдельно для каждой бизнес-единицы.

По правде говоря, и в базовых модулях могут быть расхождения, например при анализе конкурентов и при исследовании целевой аудитории, поэтому каждый раз, когда будете принимать решение о разработке стратегии заранее продумывайте для какого именно модуля эта стратегия нужна.

Инструменты для реализации маркетинговой стратегии:


Путь клиента – определяется путь клиента, точки контакта, как можно на каждой точке управлять впечатлением клиента. Где проседает и что можно улучшить. Строится отдельно для каждого сегмента аудитории. По итогу получается полный список рекомендаций для каждой точки контакта.
Perfomance-каналы и KPI
Это концепция интернет-маркетинга, которая базируется на достижении конкретных и измеримых бизнес-показателей (KPI). Performance-каналы – это каналы привлечения трафика, с помощью которых планируется решить бизнес-задачу.
В этом модуле определяются каналы продвижения и цели для каждого канала, также определяется показатели KPI.
Поисковый маркетинг – в этом модуле оценивается поисковые системы, определяются основные запросы, по которым можно продвигать кафе, разрабатываются основные настройки для семантического ядра сайта, написание ТЗ для специалистов по разработке сайтов.

Контекстная реклама – (по желанию) определяется стратегия для работы с контекстной рекламой, ключевые слова, бюджет и т.з. для подрядчиков.

Контент-маркетинг - разрабатывается основная идея и стержень всего контента, разрабатывается Tone of voice. Составляется матрица контента, которая позволяет публиковать «бесконечный контент», разрабатывается единая стратегия контента в соответствии с бренд-стратегией и трансляцией позиционирования и главной идеи бренда.

Маркетинг в социальных сетях – разрабатывается стратегия (с учетом контент-стратегии) и календарь публикаций, с рубриками, примерами активностей и т.п.

Email-маркетинг – (по желанию, только для онлайн продаж) составление стратегии продвижения в зависимости от задач.
Системы лояльности
Внедрение системы лояльности и разработка стратегии работы с системой лояльности. Работа с возвратом клиентов очень важна, поскольку возвращать клиентов сильно дешевле (примерно в 5 раз), чем привлекать новых. Система лояльности позволяет применять различные механики и анализировать экономическую эффективность
Работа с лидерами мнений – составляется план работы в соответствии с контент-маркетингом и с учетом позиционирования и бренд-стратегии.

Разработка сайта – составляется ТЗ с описанием необходимых модулей на сайте, SEO оптимизацией и .т.д.

Яндекс метрика – составляется список целей и настроек для Яндекс метрики, которые позволят оценивать эффективность каждого маркетингового инструмента.

Calltraking и сквозная аналитика – данный модуль позволяет оценить откуда пришел тот или иной трафик, более того, при определенных интеграциях можно узнать сколько денег принес какой-либо из рекламных источников. Определяются принципы работы с различными источниками трафика, составление ТЗ и модели для оценки эффективности.

Подбор сотрудников и формирование KPI – В этом модуле будут описаны специалисты и требования, которые к ним необходимо будет предъявлять. Также будут рекомендованы KPI для отслеживания эффективности каждого из специалистов (или направлений, если специалист один).

Как вы видите, полноценная маркетинговая стратегия - это большой объем работы, который качественно выполняется за 1-2 месяца и по итогу вы получаете документ, где прописаны все пункты и обычно он составляет около 150 страниц.

Если хотите, чтобы я разработала для вас полноценную маркетинговую стратегию - записывайтесь на консультацию и мы подберем все необходимые модули, которые нужны для продвижения именно вашего ресторана